С основателем магаданского фотоклуба Василием Шумковым я знаком лично. Сейчас он проживает в городе Рославль, Смоленской области. Помнится, еще будучи школьником, я посетил его фотостудию вместе с темной комнатой. Как она меня тогда поразила! Фактически, это было мое первое знакомство с профессиональной фотографией и фотомастером…
После возвращения из Магадана, я заехал к нему в гости пообщаться. Приведу перефотографированный материал – рассказ о Василии Шумкове в небольшой брошюре, изданной в Магадане (правда, не знаю какого года издание). Поэтому извиняйте за качество снимков – других в сети все равно нет… Это – эксклюзив :
P.S. Фотографии не видны через RSS – только в оригинале статьи на сайте
(с) Все фото Василий Шумков | photo by Vasiliy Shumkov
Я думаю, что далеко не каждый человек, познакомившись с Севером, назовет его добрым. Тем более, если это знакомство состоялось не вчера, и не пять лет назад, а гораздо раньше.
26 лет назад демобилизованный матрос Василий Шумков — в бушлате, наверное (я при этом не присутствовал, мы встретились с Василием только 20 лет назад), – комсомолец-доброволец В. Шумков ступил на колымскую землю.
Едва ли она сразу показалась ему доброй, если до места первой своей работы — на прииск «Вурхала» Василий добирался… три недели — сильная пурга занесла трассу, и большое количество машин и несколько сот людей оказались в снежной ловушке возле маленького поселка на 150-м километре.
Думаю, что и жизнь на той «Бурхале», куда все-таки приехал Василий, не могла еще быть особенно доброй, но здесь он встретил Владимира Ефимовича Фейгина (его портрет вы найдете на 5-й стр. фотовкладки), тогда — директора прииска, и Эльвада Бека, начинавшего в 27 лет жизнь сначала (сейчас он десятый год возглавляет старательскую артель), Колю Тишина (сейчас — начальник бурхалинской драги) и Петра Дикого (директор школы), Михаила Калошина, Сашу Циммермана — тех, кто стал его друзьями. С ними не пропадешь.
И все-таки тот, кто сказал: «Мой добрый Север», должен и сам быть добрым. И сильным. Север сурово экзаменовал новичка — на выносливость, честность, доброту. Бульдозерист Шумков был в числе тех немногих первых, кто открывал прииску новые участки: «Эфку» и «Совнархозный», он мог остановить негодяя и поделиться последним с товарищем. Видимо, что-то было и есть в его характере незаурядное, если о нем и вызванном им конфликте написала повесть известная писательница Галина Остапенко. Эта повесть называется «Настоящее».
Потом он был шофером, журналистом в молодежной газете, фотографом. И везде — поэтом.
Стихов за его подписью напечатано немного. Но он умеет находить поэзию в чистоте помыслов и трудовых буднях своих друзей-северян, в жестокой экстреме северного существования и ранимом мире северной природы. И два десятка лет он пишет свою фотопоэму. И нет ей конца. Зато есть очень емкое название — «Мой добрый Север».
Он объездил, облетал всю нашу (Магаданскую) область, не раз прошел вдоль ее берегов на самых разных плавсредствах — от ледокола до баркаса. И двигала им не только увлеченность фотографа, отыскивающего новый сюжет, фактуру, ракурс,— это, как и любой профессиональный поиск, может надоесть, да и не хватит сил так ревностно служить только ему, если тебе уже под пятьдесят.
Энтузиазм гражданина — вот что вело и ведет Василия Шумкова по нелегким северным дорогам. Он счел своим долгом стать вашими глазами, и он сделает все, чтобы вы увидели и перекрытие Колымы, и радость геологов-первооткрывателей, и золотой урожай любимого прииска, и нелегкий труд добытчиков валютного металла, будни моряков и стремительный рост нашей северной столицы.
Для него Север оказался поистине добрым. И эту доброту было нелегко заслужить. Его снимки видели тысячи людей на страницах газет и журналов, в том числе и тех, что агентство печати Новости издает для зарубежных читателей, на страницах книг, изданных в Магадане, Кишиневе и Москве, на выставках самого различного ранга. На одной из последних, всероссийской в Армавире, его работы были удостоены золотой медали. Его фотографии тиражировались фабрикой сувениров, и сейчас они — часть интерьера многих магаданских квартир и, что, может быть, самое трогательное,— память о Колыме и Чукотке для сотен людей, простившихся с нашим краем и переехавших в теплые города.
Несколько лет Василий Шумков потратил на создание в Магадане фотоклуба. «Потратил» в буквальном смысле этого слова, выбивая помещение, ремонтируя и оборудуя его, отыскивая заботливого хозяина рожденному им делу. Сейчас он – художественный руководитель народной фотостудии «Магадан». На уже упомянутой армавирской выставке коллекция фоторабот студии получила бронзовую награду.
Василий создал больше чем студию — никем не планировавшийся культурный центр, посетить который считают честью для себя писатели, журналисты, актеры.Впрочем, и требовательности тоже. Нас, своих старых друзей — Анатолия Пчелкина, Альберта Мифтахутдинова, многих других, в том числе и автора этих строк — он при случае и без случая корит (не забывая при этом напоминать, что первую свою пленку он отснял на аппарате Пчелкина, а заняться фотографией подвигнул его чуть ли не я, хотя мне кажется, что это он путает), корит за то, что мы не понимаем и не ценим фотографию, что стали мы совсем не такими, какими были или хотели стать двадцать и больше лет назад: не о том думаем, не о том пишем, не так живем. Иногда это бывает обидным. Но, я думаю, всем нам всегда нужен Василий Шумков, пусть он даже будет трижды неправ. Мне кажется, что без него Север будет не такой добрый.
Александр БИРЮКОВ
Василий Шумков на сайте Фотосоюза
1933 – год рождения.
1955 – 1992 жил и работал на Севере. Работал на прииске, затем в редакциях нескольких газет г.Магадана. Несколько лет работал в Магаданском музее.
С 1992 года проживает в г.Рославле.Участник многих областных, всероссийских, всесоюзных и международных выставок.
2 коментарі. Leave new
ДЕЛА ДАВНО МИНУВШИХ ДНЕЙ. ПРЕДАНЬЯ СТАРЕНЫ ГЛУБОКОЙ……
Спасибо, что ВЫ есть