Часть 3. Начало здесь
В путь к озеру Джека Лондона!
Приехав в Магадан, мы сразу обошли все турфирмы города, чтобы узнать, кто и что предлагает на местном рынке туризма.. Как оказалось, все не так просто. Сегодня (напомню, речь идет о лете 2005 года) туризмом в Магадане почти не занимаются – сложно и очень дорого. Вся основная проблема – дорога, а точнее ее отсутствие. Все самые красивые места находятся на значительном отдалении от Колымской трассы – единственной дороги этого региона, построенной заключенными для освоения золотых рудников. Это влечет за собой один лишь вывод – добираться туда надо либо на вертолетах, либо на вездеходах (или хотя бы ЗИЛ-ах). Так как на вертолет у меня денег не было 🙂 я для себя выбрал более дешевый вариант – автомобильный тур. Хорошо, что я, живя у оставшихся в своей время здесь родственников, мог себе позволить ожидать. Мне пришлось ждать почти месяц для того, чтобы наконец-то появилась возможность выехать на озеро Джека Лондона. Озеро, о котором слышал каждый магаданец, но на котором практически никто из них не был, благодаря чему оно еще больше обросло разными легендами.
Выжженные сопки у Нагаевской бухты, Магадан.
Природный парк «Озеро Джека Лондона» находится в подчинении единственного Магаданского заповедника, состоящего из нескольких заповедных зон, расположенных на значительном расстоянии друг от друга, общая площадь которых составляет 883,8 тыс. га.
Само озеро Джека Лондона расположено неподалеку от поселка с красивым названием – Ягодное. Впрочем, когда я говорю неподалеку, я имею ввиду, по местным стандартам. На самом деле это 70 километров по абсолютному бездорожью: горным перевалам, торфяным болотам, бурно стекающим с гор рекам, стремительно пытающихся достигнуть главной водной артерии этого края – реки Колымы. До самого поселка Ягодное дорога тоже не близкая – свыше 500 километров по Колымской трассе.
Итак, заказав тур на конец июля 2005, мы с нетерпением ждали этой даты. Но дождавшись назначенной даты мы так и не смогли уехать . Наш тур постоянно откладывался – то на озере домики заняты пионерлагерем, то машина, которая должна была нас везти сломалась, то этой же машине требуется техосмотр, то группа распалась и надо ждать новых желающих. В общем, мы уже были не рады, что связались с этой компанией, но решено было идти до конца. И вот, уже практически потеряв надежду на то, что мы вообще когда-нибудь сможем увидеть это легендарное озеро, мы собираем свои рюкзаки и уже даже в назначенный час едем в такси на назначенное место встречи с нашей вахтовкой. Так и есть – мы наконец-то выезжаем!
Повезет нас ГАЗ-66 с вахтовкой, щели которой окончательно задраены, дабы не дать пыли с Колымской трассы никакого шанса просочиться вовнутрь. Лишь позже мы поймем, что это не лучший вариант борьбы с пылью, ибо дышать все-таки хотелось (хотя бы иногда).
Наш водитель Виктор Богатырев, умеющий подручными средствами заставить машину продолжать путь
Повезет нас водитель с очень большим опытом поездок на вездеходах по тайге и просто по Колымской трассе (обычно, если водитель специализируется на переездах по Колымской трассе, то можно смело сказать, что этот человек достоин отдельных похвал и как минимум готов участвовать в любых внедорожных ситуациях). Зовут нашего водителя – Виктор Богатырев. О его жизни можно было бы написать отдельную историю, но я напишу лишь только один абзац. Как я выяснил, пока ехал с ним рядом в кабине, Виктор родился на Луганщине, в Украине. Прошел обучение в Фастовском автодорожном техникуме и, будучи большим романтиком, отправился в 1972 году на Дальний Северо-Восток. Он посчитал, что если и нужно строить где-то дороги, то это где-то в этих краях. Ведь в те времена был большой интерес к освоению Колымы и романтические души бросали все, чтобы как-то проявить и найти себя. Так случилось и с Виктором (впрочем, как и со многими тысячами других людей, посвятивших свою жизнь Северу). Приехав в Магадан, он устроился механиком в отделение геодезии и картографии. Вот уж где действительно можно было поездить по Северу! И действительно, дослужившись до главного механика, ему пришлось побывать в столь экстренных ситуациях и отдаленных экспедициях, что о них Джек Лондон бы написал книгу (и кто знает, может быть даже лучшую). Он с гордостью мне заявлял, что бывали ситуации, когда в управление приходила радиограмма от работающей в данный момент какой-либо экспедиции примерно следующего содержания: «Перевалы занесены снегом, выехать нет никакой возможности». В таких случаях его начальство говорило: «Богатырева туда». Вертолет с Богатыревым на борту прилетал в неблагополучное место, эвакуировал оттуда всех работников экспедиции, а Богатырева оставляли там одного… уж он то точно выберется! И действительно, бывали ситуации, когда ему требовалось всего 15 минут для того, чтобы вездеход уже снова заработал и более того, вышел вновь на «трассу» и продолжил работу по изучению этих диких мест. Так он и добирался на нем домой через горы, болота, тундру и тайгу. А однажды, даже переплывал на вездеходе бурную и стремительную реку Колыму.
Итак, мы в вахтовке – переполненной, но очень веселой. Причем, компания получилась очень интересной: здесь врачи и психотерапевты, фотографы и журналисты, программисты и админы, геологи и биологи, а также просто хорошие люди – в общем, Романтики с большой буквы!
Будем знакомы:
Ольга Бартош – кандидат биологических наук, г. Магадан
Дмитрий Бартош – фотограф и автор данного репортажа, г. Киев
Владимир Чепурной – врач, бизнес тренер, г. Москва
Валера Воробей – главный редактор журнала «Светотени», г. Магадан
Нестеренко Аня – редактор журнала «Светотени», г. Магадан
Слава Чередов – программист, г. Магадан
Маша Воробей – сестра Валеры Воробей и жена Славы, г. Магадан
Илья Ковякин – программист, г. Магадан (трагически погиб в 2017 году в Магадане)
Наталья Ковякина – жена Ильи, г. Магадан
Джастин Ковякина – дочь Ильи и Наташи, г. Магадан
Борис Левин – геолог, г. Магадан
Анна Комеда – преподаватель японского языка, г. Перт, Австралия
Ярослав Комеда – врач-психиатр, фотограф, г. Перт, Австралия.
После двух часов бурного общения и знакомства в вахтовке наступает тишина – сморил сон и постоянная дорожная качка. Одна лишь Джастин продолжала играть со своим мишкой. Она всех удивляла своим спокойствием и сдержанностью. Редко такое бывает с детьми, тем более в возрасте пяти лет.
А тем временем тряска на дорогах просто неимоверная. Да, вот она Колымская трасса. Построенная через горные перевалы репрессированными и заключенными еще в начале 30-ых годов, она была необходимым условием освоения Севера. Фактически, эта золотая дорога (ведь именно из-за золота пошло освоение этого региона) стала источником рождения многих поселков вдоль ее пути.
Единственное окно нашей вахтовки – типичный вид во время дороги…
Проезжаем поселок Палатка. В сегодняшние дни здесь находится таможенный контроль. С одной стороны, довольно странно. Таможня, расположенная в 80 километрах от города Магадана, к чему бы это? Оказывается, именно здесь заканчивается свободно-экономическая зона, в которую входит Магадан и его окрестности. Таким образом, магаданцы смело могут гордиться тем, что пусть сам город Магадан и мал с виду, зато он самый большой в мире по занимаемой территории. И действительно, отодвинув благодаря свободно-экономической зоне свои границы, город превратился не просто в большой, а в мегабольшой! Пусть это будет только виртуально, но ведь это факт!
Солнце в тумане. Если поначалу нам было довольно холодно, то теперь запотевшие окна говорили о том, что надо чаще останавливаться и вдыхать жизненно необходимый кислород. Что мы, собственно говоря, и делали, давая знак водителю и проводнику, сидевшему там же. Виктор иногда останавливал вахтовку у различных живописных мест, рассказывал истории, связанные с этими краями, и, надышавшись чистым воздухом Колымы и всласть напившись живительной влаги из бегущих талых вод, продолжали свой нелегкий путь. А сев в свою, уже ставшей родной за сутки тряски, будку, мы продолжали разговоры о принципах ловли хариуса. Тем более, что основная часть нашей группы ехала на озеро Джека Лондона именно благодаря славе об отличной рыбалке на соседнем с ним озером Танцующих Хариусов.
От разговоров о хариусе мы переходили на разговоры о медведях, в процессе которых выяснилось, что те места, куда мы едем, ими довольно хорошо заселены. Впрочем, в этом году их везде много, но понаслышке, они ходят довольно сытыми и людей просто так не трогают – рыбы и ягоды в этом году уродилось очень много. Но, тем не менее, встреча с медведем один на один не желательна. И как сказала нам наша гид – средств от медведя она не смогла купить в городе – нигде нет. Что ж, эта информация нас немного «успокоила», если не сказать о том, что привела в почти паническое состояние…
Как тут не смориться от однообразия, духоты и тряски..
Ну а наша вахтовка подъезжает к поселку Атка. Здесь тоже когда-то находился лагерь, от которого сегодня еще остались некоторые сооружения. Конечно, вид этот не для слабонервных. Сам же поселок Атка сегодня тоже почти вымер, что не может не огорчать. Обслуживающий автотранспортный комплекс еще при советском периоде, он сегодня представляет из себя только одну-две кафешки, где могут остановиться дальнобойщики на обед. Меня этот факт немного удивил, особенно, когда я увидел то самое кафе, в котором 15 лет назад я останавливался при переездах из Магадана в курорт Талая со своими горячими источниками. Видимо, это кафе здесь выжило благодаря именно тому, что оно до сих пор обслуживает тех, кто так долго едет по этим трассам. Доехать до соседнего поселка – это уже полдня пути по горным перевалам и вечной мерзлоте.
Придорожное кафе в поселке Атка – практически единственное уцелевшее здание в поселке..
Остатки поселка Атка, Колыма.
Остатки поселка Атка, Колыма
Остатки поселка Атка, Хасынского района, Магаданской области
Вагоны без железной дороги.
Долго ждать приключений нам не пришлось. В один, не столь прекрасный момент, вся группа ощутила сильный удар. Впрочем, нам всем показалось, что это был просто камень побольше, так как к тряске мы уже в принципе привыкли. Но почему машина останавливается? Водитель открывает наши двери и говорит: всё, приехали, мы сбили джип…
Как оказалось, на встречную полосу при попытке обгона КАМАЗа по пыльной дороге, выехал джип. Наш водитель едва успел увернуть вправо на обочину, но, тем не менее, все равно задел его. Мы практически не пострадали (еще бы! на таком то танке!), а вот джип пришел в полную негодность. Спасло людей только то, что машина была из Японии – с правым рулем, а соотвественно удар пришелся на ту часть машины, где никто из пассажирова не сидел. Впрочем, после этого инцидента, наша машина хоть и смогла ехать дальше, но отныне мы часто останавливались и проводили мелкий ремонт, ввиду чего наш путь сильно растянулся во времени.
Впрочем, отчасти мы были и рады, что приходится чаще останавливаться, так как дышать внутри вахтовки было очень тяжело…
Водопад с каньонами на одной из остановок рядом с Колымской трассой.
В итоге, к вечеру, проехав по мосту через стремительную реку Колыму в районе поселка Дебин, мы остановились в 20-ти километрах от поселка Ягодное на ночлег – так и не доехав до цели.
Въезд на мост через реку Колыма.
Река Колыма в районе поселка Дебин
Мост через реку Колыма.
Наша вахтовка все еще в пути…а так хотелось сегодня к вечеру быть уже у озера…
Голодные (ведь мы не рассчитывали на эту ночь) и замерзшие (в августе колымские ночи уже с заморозками) мы легли спать кто прямо в машине, а кто в палатках (хорошо, что я ее с собой таки взял).
20 коментарів. Leave new
Классный рассказ о путешествии!
Побывал в далеком прошлом…
Спасибо! Рад, что удалось навеять приятные воспоминания
Я прожил в поселке Атка 24 года закончил 10 классов и покинул Колыму в середине февраля 1992 года переехав навсегда на материк.Коментарии к фотографиям неуместны и по плану могут впечатлить непосвященных или слабонервных.вырос на колымской трассе и 7 лет отработал за рулем перевозя грузы.заброшенные свинарники и сараи по окраинам не надо выдавать за остатки лагерных построек.от женской зоны которая была в районе Новоселовки еще в начале 70-х не было и следа
Я в Атке не жил, лишь повторил слова нашего гида
после смерти параноика Сталина, стали лагеря исчезать. до конца 50-х их практически не осталось….
Когда делаете подписи под фотографиями, нужно всё-таки уточнять, так ли это. Мы прожили в посёлке 25 лет. Я там выросла. Облазили каждый уголок окрестностей. Какой лагерь для заключённых?!!! Бред! Это бывшая агроферма!!! Там коровы жили, а не зеки. Заключённые, конечно, были когда-то. Но их бараки ещё в 70-е годы развалились. А вообще хороший был посёлок Атка!!!!
Нам так сказала наш гид. Да и зачем агроферме колючая проволока?
Гид наплетёт, для интересу. А на фотографиях где “остатки когц.лагеря” нет никакой колючей проволоки. Мама моя жившая в Магадане в пятидесятых рассказывает, что видела зэков работающих на улицах города, с оцеплением, разумеется.
А в 70х такой экзотики уже не было. Про Атку не знаю, но верю Галине, зэковские бараки к тому времени сгнили.
очень много в рассказе несоответствий,особенно про поселок Атка, никогда лагеря там не было, а на фотографиях заброшенный коровник, а если Вам гид про лагерь рассказывал, ну чтож такой значит у Вас был гид
Эдуард, я ничего не сочинял от себя 🙂 Я лишь передавал то, что слышал. Гид у нас был действительно не очень, согласен (скорее просто сопровождение от турфирмы, чем гид). С Аткой как-бы уже все понятно, а какие еще несоответствия Вы заметили?
Вы не правы, Эдуард. Я жил на атке c 1940 года по 1950-й год. Через поселок с юга на север проходила трасса. В границах поселка она образовывала центральную улицу им. Ленина. С восточной стороны улицы располагался поселок в котором располагался жилой фонд для волбнонаемных рабочих, служащих и ИТР. Здесь же располагалось управление автобазы.клуб, почта, школа,казармы ВОХР, пожарная часть нефтебаза и агробаза. дровсклад и футбольное поле.С востока примыкал к улице Ленина глухой забор свышками, который далее окольцовывал запретэону в которой располагалась автобаза № 2 . Внутри этой зоны была выделена еще зона. Это был лагерь зеков. Зеки попадали в рабочую зону с востока, а волнонаемные – через проходную с запада. Иногда разводы зеков выводились на тереторию поселка для строительства, ремонта домов, уборки улиц Были и расконвоированные зеки Крайне истощенны е, легкой одежде (серый бушлат, на ногах матерчатые бурки на деревянной подошве), с обмороженнными лицами они еще были и унижены презрительным обращеним к ним: “ДОХОДЯГА”.
Спасибо за уточнение, Николай!
Это Вам спасибо,ADMIN. Нашли время. Грамотнои корректно окунули нас в колымскую экзотику, в ее самобытность и неповторимость.
Уважаемый Николай.
Я жил в Атке с 51го по 1960год, работал на автобазе №2. Все что вы написали – правильно. В 53м году был ликвидирован лагерь после смерти Сталина. Основным предприятием на Атке была автобаза №2. В эти года на базе работали высококлассные водители Вепренцев Травкин Каспари Абузаров Николаенко и др. Начальник автобазы Водопьянов П.И. Главный инженер Тихоненко. Кто помнит – отзовитесь!!!
в АТКЕ УМЕР МОЙ БРАТ (ЗАГАДОЧНОЙ СМЕРТЬЮ) СЕНИЧ ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ -РАБОТАЛ ВОДИТЕЛЕМ О О МАГНАТ. ТЕПЕРЬ. КАК ПОСМОТРЕЛА КАКАЯ ЕТО ГЛУШ АТКА-КОЛЫМА ПРОСТО УЖАХНУЛАСЬ. КАКОЙ МОЙ БРАТ НЕ МУДРИЙ. А ВИДЬ ЖИЛ В ПРЕКРАСНОЙ УКРАИНЕ.
В Атке умер мой отец (Загадочной смертью), Перевалов Анатолий Андреевич которой 20 лет назад уехал с прекрасной Украины с Сеничом Иваном Васильевичем!!!Прошу отозватса всех кто знал моего отца, или свидетелей проишествий тех лет.
ребята, можно разное писать про Колыму, но кто там не жил, и не был не поймет той гордости и счастья только от одной мысли, что я там жил. Север очень сильно меняет людей в лучшую сторону. Чмошники там не приживаются.
Согласен, так и есть
В ответе января 4 , at 10:25 nn допустил ошибкю Жилая часть поселка Атка располагалась к (а не к востоку) от ул. Ленина от края трассы и до ручья. Это в сторону двугорбой- и пологой сопок.
а я жила 1966 по 70 гг в пос Марины Расковой до сих пор вспоминаю ту первозданную природу тайга сопки лес бурундучки посвистуют мох даже запах его помню Жаль что никогда не смогу туда поехать