Путешествие на Колыму. Часть 4. начало здесь
15 августа 2005.
— Мама, а ты куда едешь?
— На озеро Джека Лондона
— А ты привезешь мне автограф?
— Чей?
— Ну ты у меня мама странная какая-то! Конечно же Джека Лондона!
Из подслушанного рассказа туристки на озеро Джека Лондона
Наш водитель почти не спал – постоянно занимался машиной, чтобы мы все-таки доехали до назначенного пункта. Произведя подъем в 8 утра, мы вновь погрузились в свою вахтовку. На этот раз – абсолютно без воодушевления. Настроение было практически подавлено, ведь мы едем уже целые сутки и ездой это назвать было абсолютно невозможно. Если в первый день мы еще хоть как-то держались разговорами о предстоящем и дорога проходила по Колымской трассе, где хотя бы каждые 300 километров можно было встретить кафе, то сегодня уже не верилось, что мы вообще доедем до озера. Обещанная дорога в 8-10 часов уже вылилась в 24 (с учетом ночевки). Да и тем более, еще предстояла самая тяжелая дорога впереди.
Снова в путь
Все были наслышаны об участке от поселка Ягодного до озера Джека Лондона. Известная поговорка о том, что в России нет дорог, а есть только направления, полностью себя оправдывает именно на этом участке. Но это все усугубляется еще и тем, что это направление приходится на абсолютно безлюдную дикую тайгу с болотами, высокими сопками с густорастущими лиственницами и кедровым стлаником, а также несколькими бурными реками, время от времени поднимающих свой уровень. К тому же, настораживала еще радиограмма, полученная от метеостанции в поселке Ягодное, с предупреждением о повышении уровня воды в реках. Она гласила о том, что если при подъезде к переправе, мы увидим всего 4 бревна, держащихся над водой, то проезд через реку стоит отложить. Если бревен будет видно пять – то можно рискнуть. А мостов в этих краях уже давно нет. А если и есть, то мостами их не назовешь и лучше на них не соваться – есть опасность либо провалиться, либо застрять в них навсегда. Поэтому лучший способ переправы через реку – просто ехать через нее.
Мост через реку. Лучше по нему не ехать
Дорога, построенная еще в 1947 году силами заключенных, была призвана сократить путь от поселка Ягодное до Золотой Теньки. Таким образом, она должна была стать третьей веткой Колымской трассы, проходящей через золотые рудники. Но времена бурного освоения Колымы прошли и уже свыше двадцати лет эта дорога никем не поддерживается, что привело ее в абсолютную негодность. На сегодняшний момент, редкий водитель согласится проехать по этой дороге. Наш водитель – один из них. Виктор не говорит о проблемах в машине, справляясь с ними по пути. Но эти проблемы опять возникают после очередных скачков по ухабам и камням. Вообще, местные водители говорят о том, что после проезда по этой дороге, каждой машине потребуется капитальный ремонт – и это факт. Мы не видели такой машины, которая смогла бы проехать по такой «трассе» без ощутимого ущерба для своего состояния. Поэтому, хотелось бы предупредить читающего эти строки и желающего повторить наш путь своими силами о том, что в машину, после возвращения, придется вложить хорошие деньги на ремонт.
Ну а наша дорога, расстоянием всего в 70 километров, постоянно удлинялась.. Мы снова останавливаемся на ремонт, снова идем пешком, изучая и фотографируя местность и через некоторое время вновь садимся в уже догоняющую нас машину.
Тайга
Впрочем, в таком режиме были и свои большие плюсы. Во-первых, исходя из того, что день тогда выдался очень жаркий (что бывает редко, но случается именно тогда, когда не нужно), нам было гораздо приятнее идти пешком, пусть и по болотам, но все-таки на свежем воздухе, а не в душной морилке. А во-вторых, выходя в очередной раз из машины подышать свежим воздухом, мы заодно поражались красоте окружающей нас природы и просто поразительному обилию бесконечных кустов ягод и грибов. Такое могло быть только либо в сказке либо … либо здесь – в нетронутом и забытом человеком крае. И действительно – вот она кладовая Колымы!
Уже полностью созрела и налилась соком голубика (ее еще называют колымским виноградом) и вот-вот поспеет брусника. Ягода в этих местах крупная, сочно-медовая, приятная на вид и на вкус. Становится обидно от того, что ты не можешь собрать всю ягоду, а грибы просто некуда складывать – ведь один-два гриба уже займут пол ведра!
Брусника
Голубика
Грибочки
В таком режиме, утоляя свою жажду ягодой и питаясь для разнообразия кедровыми шишками, словно давнишние жители тайги – бурундуки, медведи и росомахи — мы ехали практически до вечера.
«Оттуда я увидел его первый раз.
Без всякого предупреждения.
Вдруг внизу появилось озеро —
все как на ладони.
А я уже и искать его перестал»
Джек Лондон. «Смок Беллью»
Щелкните чтоб рассмотреть поближе
Но вот и последний перевал, с вершины которого нашему взору открывается панорама на озеро Джека Лондона. В вечерних лучах солнца озеро налилось густой синевой и дышало своей, неповторимой, заразительно-спокойной свежестью. Мы смотрели с вершины сопки и поражались красоте, недоумевая от того, что такое вообще бывает. Кто-то говорил о том, что после посещения этого озера, меняется представление о рае. Теперь я с уверенностью могу сказать, что так оно и есть.
Но это был не сон и не виртуальное или астральное путешествие – это была реальность и рай казался уже совсем близким. В какой-то момент я даже подумал, что может не стоит приближаться к этим райским местам, ведь тогда цель будет достигнута и сказка может разрушиться, превратившись в обыденность. От этого чувства я захлебывался и приходил в возбужденное состояние.
Мне вдруг представились те самые геологи-первооткрыватели, которые впервые увидели эти места в 1932 году (кстати, название этому озеру дал геолог П.И. Скорняков, работавший в этом регионе). Теперь я понимаю, почему именно так было названо это озеро, ведь как раз о таких местах писал в своих рассказах известный писатель-романтик Джек Лондон. Конечно, он здесь не был, хоть и возникает такое чувство, что он обязан был увидеть такую красоту во время своего путешествия по Чукотке (по этому поводу существует довольно много различного рода баек). Да и золота в этих краях не меньше, чем на той же Аляске, которая так ярко отражена в его рассказах. Ведь недаром же существует легенда о необычном золотом олене, которого подстрелил удачливый охотник — когда этот олень упал, то голова его оказалась на Клондайке, туловище на Чукотке, а ноги в Магаданской области, образовав таким образом залежи золота.
И действительно, золото в этом районе тоже есть, но его добыча здесь запрещена – как никак заповедник. Да и нет смысла вести его разработку здесь, в труднодоступных местах, когда гораздо проще это сделать в районах Колымской трассы, что, собственно говоря, и делается. Более того, как мне стало известно, поиском новых месторождений сейчас почти не занимаются. Все стало гораздо проще — ввиду совершенствования технологии, на данный момент, просто ведется вторичная обработка тех месторождений, что были в свое время заброшены. Стоимость такой добычи золота гораздо меньше и легче — просто переработать груды отработки. Да и промывать золото довольно накладно – гораздо проще золото добывать из золотосодержащей руды, которой здесь очень много.
Так и хочется поскорее сбежать вниз, к ручьям, которые либо впадают в озеро, либо из него вытекают, чтобы начать промывку золота. Но спешу вас огорчить – самовольная добыча золота запрещена и строго карается законом. Впрочем, мы встречали некоторые заброшенные штольни для добычи золота…
Но это все будет гораздо позже. А сейчас мы вновь садимся в вахтовку, чтобы наконец-то все-таки доехать до нашей базы, которая расположена на берегу озера Танцующих Хариусов.
УЖАС, ЛЕТЯЩИЙ НА КРЫЛЬЯХ
Может, так оно и должно было быть. Может быть, мы все собрались для того, чтобы это испытать. Может быть, нам всем это нужно было для опыта жизни. Я не знаю, положительный это опыт или отрицательный – оценивать его пока что еще очень сложно, ведь ни кто не знает, как это отразится на будущем. Но факт остается фактом…
Нам было очень душно в вахтовке, и поэтому мы ехали с дверью, слегка приоткрытой. Но для того, чтобы при езде по камням и ухабам, никто из нас не вывалился, дверь была завязана веревкой снаружи. Таким образом, при каждой остановке, водитель, или наш гид, сидящий в кабине, выходил и открывал нас.
Барахтаясь время от времени из одного угла в другой внутри вахтовки, мы ощущали под собой каждый изгиб дороги и каждый камень, преодолеваемый в данный момент. В единственном окне мы смотрели, как медленно изменяется однообразный пейзаж – дерево за деревом, а за деревом куст.
Но тут вдруг сильный удар заставил всех нас подскочить, а наблюдаемый пейзаж за окном начал слишком резко меняться. Мозг, оценивший ситуацию, тут же отреагировал – мы падаем…
Камень, попавший под колесо, выскочил из земли и развернул нашу машину в сторону обрыва. Машина наклонилась — вот-вот начнем кубарем лететь вниз. Но просто каким-то чудом водитель умудряется развернуть машину таким образом, чтобы мы не вертелись боком, а спускались на колесах с горы носом вниз. Именно в этот момент, как оказалось позже, у машины полностью вышло рулевое управление. Из опыта езды по колымским дорогам Виктор знал, что если мы не будем вертеться, то у нас есть хоть какой-то шанс, что сработают тормоза, или на крайний случай, нас остановят лиственницы, в которые мы врежемся.
В это время мы все, сидящие внутри вахтовки, пришли в шоковое состояние. Верить в такой исход своей жизни абсолютно не хотелось да и не верилось. Скорее все думали наоборот — все будет хорошо. Вот эти лиственницы сейчас нас остановят…
Но они почему-то нас не останавливают, а на бешенной скорости проскакивают мимо и только обдирают машину. Мы подпрыгиваем почти до потолка и вновь падаем. Все это происходит столь быстро, что в фильме, наверное, это бы заняло не более пяти секунд, но осознание этого момента и количество запомнившихся деталей было огромным.
Илья с силой прижал дочь Джастин к полу, чтобы она не подпрыгивала и от этого она закричала (она в это время спала и не могла осознавать, что мы падаем в пропасть). Кто-то кричал еще помимо Джастин – то ли Анна, то ли Оля, а может все вместе. Я готовился схватиться за потолок в случае переворота машины, но пересилить силы притяжения и бешенные удары было практически невозможно. Борис передо мной летал из стороны в сторону. Кто-то кого-то схватил за ноги, дабы удержаться. Все будет хорошо. Все будет хорошо. Все ОБЯЗАНО быть хорошо!
Но пока ничего хорошего. Я вижу, что дерево, в которое мы врезались, уходит просто под нас, никакие из веток нас не держат, а впереди видно озеро в таком ракурсе, что понятно – перед нами обрыв. Ничего хорошего…
Валентина, сидящая рядом с водителем и прежде что-то кричащая, почему-то замолкла – видимо получила сильные ушибы. Мы, практически ничего не видящие внутри будки, которая вот-вот могла превратиться в братскую могилу, стремительно продолжали нестись вниз.
Тормоза — вещь безнадежная в том случае, когда махина, весом 4 тонны съезжает вниз по мокрому мху и торфянику. Колесам просто не за что зацепиться и они выкорчевывают очередную лиственницу или стланик.
Все произошло довольно быстро и падали мы в принципе не долго – за секунд 10-15 мы пролетели около 50 метров. Но это время растянулось на минуты, а путь, который совершила наша машина, нам показался примерно в метров двести.
И тут мы остановились…
Буквально через секунду до нас доносится крик от Виктора – выбегайте все из машины! В это время Валентина уже умудряется вылезти из нее. Я вижу в щель двери, что нас держит лиственница, но довольна хрупкая. А наша дверь, как назло, еще и завязана веревкой!!!
Мы внутри приходим к выводу, что надо перестать паниковать и никому нельзя шевелиться – никто не знает, на чем мы держимся и как может отреагировать машина на наши движения внутри. Илья кричит – вытащите из этой проклятой будки хотя бы мою дочь!
Ярек разрезает веревку и, так как я был ближе всех к выходу и обладал стройной фигурой, то вылезаю первым и стараюсь отогнуть ветки лиственницы таким образом, чтобы освободить движение для двери. Кто-то в это время подает идею о запасном выходе, но все вспоминают, что он закрыт на ключ, да и завален нашими же вещами. Мысли – в принципе уже почти спокойные. Ведь мы уже остановились! Но почти, потому что мы еще не вылезли из нее. Отогнув ветки лиственницы, мы все быстро, но в спокойном и рассудительном темпе, буквально вылетаем из машины.
Оглядываюсь. Оказывается, нас держит старый телеграфный провод, задевший нашу будку и натянувшийся до предела. Виктор все это время держит тормоза.
Мужчины осматривают место и принимают меры по искусственному торможению машины – кто быстро приносит камни под колеса, кто ломает стланик и тоже складывает его под колеса.
Все. Теперь можно провести эвакуацию вещей и просто осмыслить что мы и где мы…
Первая мысль, возникшая в те минуты – нам здорово повезло. Мы остались живы. Вторая мысль – а что дальше? Ведь до базы еще идти и идти, да и как мы потом отсюда вообще выберемся? Машину, залетевшую так далеко от трассы, будет не под силу вытащить даже для МЧС, которого здесь нет. Если вызывать на помощь… стоп… а как мы вызовем на помощь, если спутниковый телефон, который был у Вали в кармане, при ударе разбился? А другой связи, кроме как спутник, в этих местах нет…
Ситуация не из легких. Понимая, что теперь мы здесь надолго, мы садимся на груду своих вещей и начинаем друг друга обнимать. Ну что – поздравляю с днем рождения! Теперь мы все просто обязаны ходить друг к другу в гости без приглашения. Тут же достали оставшееся пиво и, еще под влиянием стресса, начали улыбаться. Да, эта улыбка была стрессовая. Теперь я понимаю – что это просто была защитная реакция организма. Ведь для смеха, как вы уже понимаете, повода у нас вообще не было. Впрочем – мы то остались живы! А это уже повод…
Приехали…
Часть людей отправляется пешком до базы, чтобы вызвать помощь. Мы же перетаскиваем пока вещи на верх – к дороге. Скорее всего, придется сделать несколько ходок к базе, чтобы перетащить все эти вещи. А как будем выбираться – покажет время. Может быть мы тут надолго. В смысле – на очень долго…
Сидя у дороги мы размышляли о том, что сейчас нам неплохо бы помогла какая-нибудь машина. Надеяться на это было просто невозможно. Ведь сюда вообще никто не ездит – дикие места. Но симорон приходит на помощь и уже через 2 минуты мы слышим звук машины. Это Урал, направляющийся из Ягодного на ту же базу. Австралиец Ярек бежит вперед остановить машину. Машина останавливается, но объяснить водителю он ничего не может – языка ведь не знает… К этому моменту я его догоняю и объясняю – так и так – мы улетели с дороги, чудом остались живы, поможете вещи подвезти до базы? Ребята тут же вылезли из машины и помогли загрузить вещи в машину и заверили нас, что и машину вытащат. Впрочем, когда они увидели где эта машина, то поняли, что они с выводами поспешили. Нас занесло довольно далеко и висим мы в 15 метрах от обрыва… Тут они не в силах помочь.
Но откуда ни возьмись подъезжают со стороны базы джипы. Джипов было несколько и все они были разрисованы в яркие цвета и обклеены разного рода спонсорскими наклейками. На некоторых из них были флаги. Как оказалось – это были экстремалы из проходящего в данный момент «Шинтоп Трофи». Держа путь из Владивостока через Хабаровск и Якутск до Магадана, клуб внедорожников «Шатун» остановился на озере Танцующих Хариусов для совершения некоторых ремонтных операций и, в принципе, собирались уже уезжать. Но что-то их задержало и они не уехали. А такую возможность – помочь вытащить нашу машину, они сейчас тоже упускать не стали, едва узнав об этом.
Держим совет.
Освобождение
Вооруженные бензопилами, джипами с мощными двигателями, рациями и, что самое главное, смекалкой и профессионализмом, они буквально за полчаса расчистили путь до машины и сконструировали схему эвакуации нашего ГАЗ-66. Один из джипов залезет в глубь леса и будет своим весом и мощностью двигателя тянуть лебедку, закрепленную через Урал в качестве якоря и другой джип. Подрегулировав ломиком полностью вышедшее из строя рулевое управление ГАЗ-66 и подождав телевизионщиков с базы для запечатления всего этого процесса в истории, «шатуны» приступили к эвакуации.
Братская помощь Севера
Вместе я экстремалами в пути были тележурналисты, упустить репортаж о таком событии им, конечно, не хотелось…
Целая система перестраховок, натянутых бичевок. Одни джипы выполняют роль тяговой силы, другие — груза-перевеса.
Я не видел полностью всего процесса, ибо я не хотел мешать профессионалам в этом деле, а каждый лишний там человек подвергал опасности не только себя, но и других. Ведь заброшенный телеграфный провод, который нас остановил и теперь сильно натянулся, мог разорваться и начать летать в округе, снося все на своем пути.
Машину вытащили уже затемно и оставили ее на дороге – все равно ей требуется теперь ремонт.
Мы же спустились на базу, где нас накормили, сводили в настоящую русскую баню с купанием в ледяном озере и уложили спать. Завтра будем разбираться!
Фотографии: Дмитрий Бартош и Владимир Чепурной.
Спасатели: клуб «Шатун»
Читайте с следующей части про Озеро Танцующих Хариусов
15 комментариев. Оставить новый
Просто невероятные путешествия. Когда читаешь вот такие фотоотчеты, будто прикасаешься к рукописям Магеллана. Осмелюсь предложить вам стать пользователем моего фотосайта.
Спасибо за теплые слова 🙂
Дмитрий, прекрасная статья, прекрасные фотографии, а продолжение будет?
Продолжение давно уже есть, правда не дойдут руки выложить его. Обещаю после окончания свадебного сезона заняться этим
Очень интересно! Прошу пишите продолжение и побольше фото. Спасибо
Обязательно до него дойду…только чуток разгребусь с текущими обязательствами по свадебным фотографиям…
Привет Дима!
С огромным удовольствием прочитал твой очерк. Интересно, познавательно и экстремально!
А будет ли продолжение? Если да, то дай знать, пожалуйста, на мыло.
Заранее благодарен
Доброго дня, Аркадий ! Продолжение обязательно будет, правда не знаю смогу ли я всех желающих оповестить лично. Проще конечно подписаться на rss-поток дабы быть вкурсе или в Живом Журнале
вот это да !! когда-то в детстве я ездила в вахтовках. такое ощущение что там вообще нет такой штуки как амортизаторы. Часть про сложную дорогу я читала с трепетом и завистью, что какое интересное и дальнее место ж вас волечет… а на моменте полета просто заволновалась )) оно то может и смешно так сопереживать тексту )) но я вас поздравляю что все закончилось так хорошо!!
С удовольствием смотрю и читаю ваш рассказ про Калыму!
Да, вахтовка это что-то. Был бы кондиционер — совсем не те ощущения были бы 🙂
абалдеть!после такого «путишествия» сразу же хочется бросить абсолютно все и сорваться туда.
спасибо!!!
Ну значит на джипах всё таки можно доехать-уехать. Это моя мечта.
Дмитрий, ну Вы и приукрасили про сложность дороги и что нужен кап. ремонт после каждой поездки!)))
На УАЗе за 2,0-2,5 часа преодолевается путь с трассы до озера! На Урале 5-6 часов! Сам много раз ездил. На мотоцикле сложнее, как-то ехали около 15 часов. На одном сломалась рама под баком))))
А за статью спасибо! Ностальгия)
Александр, я ж рассказывал только из своих впечатлений и рассказов местных :). Да и впечатления обычно это больше приукрашивание, нежели изложение фактов. Ко всему прочему, как Вы уже прочитали, мы ехали туда не очень удачно и добирались по сути 2-ое суток из Магадана (только с трассы день ушел)