Любовь к Северу. Статья о фотографе Василии Шумкове в Магаданской правде
Статья была написана еще в советские времена…
Статья была написана еще в советские времена…
С основателем магаданского фотоклуба Василием Шумковым я знаком лично. Сейчас он проживает в городе Рославль, Смоленской области. Помнится, еще будучи школьником, я посетил его фотостудию вместе с темной комнатой. Как она меня тогда поразила! Фактически, это было мое первое знакомство с профессиональной фотографией и фотомастером…
После возвращения из Магадана, я заехал к нему в гости пообщаться. Приведу перефотографированный материал – рассказ о Василии Шумкове в небольшой брошюре, изданной в Магадане (правда, не знаю какого года издание). Поэтому извиняйте за качество снимков – других в сети все равно нет… Это – эксклюзив :
P.S. Фотографии не видны через RSS – только в оригинале статьи на сайте
Ассистент на свадебной фотосъемке.
Порою кажется, что современная свадебная фотография с ассистентами слегка зашла за мыслимые и не мыслимые рамки . Ну действительно – неужели фотограф сам не может справиться с поставленной задачей и сделать нормальные снимки, без помощи дополнительных людей? Кто они, эти ассистенты – советчики, ученики мастера, или реальные помощники?
Каждому из нас сразу подкрадывается в голову мысль – этот свадебный фотограф явно набивает себе цену, неоправданно завышая свой гонорар.
Но давайте попробуем разобраться, почему профессиональный свадебный фотограф использует для создания своих фотошедевров ассистентов. Если клиент желает получить действительно качественные снимки, разнообразные по сюжету и содержанию, рассказывающие об истории этого незабываемого дня, профессиональному фотографу просто необходимо использовать весь свой арсенал фототехники и сопутствующих аксессуаров: дополнительная оптика, источники света, держатели для этих источников света (стойки, моноподы), отражатели, зонты, софтбоксы и т.п. и т.д.
Бегать со всем этим фотооборудованием одному фотографу конечно же тоже можно. Особенно, если Ваш свадебный фотограф – это мужчина, в полном расцвете своих физических сил.
Но хотите ли Вы превратить свой свадебный день в постоянное ожидание, когда фотограф сначала настроит световое оборудование, протестирует свет, подкорректирует то, что по его мнению не удачно, и, удерживая одной рукой фотоаппарат, а другой отражатель, и в то же самое время третьим (!) глазом смотря на то, чтобы стойки со светом не упали на молодоженов, сделать снимок…Да, снимок будет сделан, но удовлетворит ли он потом Вас?
Действительно, с дополнительным светом одному фотографу не справиться. Свадьба – это не студийная съемка, в которой можно позволить себе (фотографу) отложить фотоаппарат в сторону, и спокойно пойти выставить свет. Свадьба – это постоянное движение. На свадьбе, свадебному фотографу постоянно нужно быть наготове, чтобы не упустить тот самый главный кадр…
И вот тут появляется спасение – ассистент свадебного фотографа. Выполняя, по сути, техническую работу (установка света, регулировка его мощности и направления, а также характера света), он позволяет свадебному фотографу полностью сосредоточиться на творческой составляющей этого процесса. Ведь именно от слова “свет”, произошло название фотография (светопись). И именно благодаря различным эффектам света, можно получить интересные и потрясающие свадебные фотографии.
Иногда, ассистент фотографа может выступать и в роли второго фотографа. Ведь всем известно, что на свадьбе времени всегда не хватает. Вроде бы только оделись, а уже надо скорее ехать в ЗАГС, только начали прогулку, а уже время поджимает ехать в заказанный ресторан… А чем меньшим временем располагает фотограф, тем меньше шанс получить достойную фотографию, но если у специалиста есть хороший ассистент, таких возможностей появляется намного больше.
Свадебные традиции в Португалии
Португалии по традиции брачный возраст невесты составляет 16 лет, жениха – 19 лет. Если девушка и парень договорились между собой, то обществом они считались “сговоренными”. И теперь они могли копить деньги для самостоятельной жизни или для завершения образования. При этом сговоренная пара обменивалась подарками согласно их уровню жизни. Чаще всего это было кольцо, четки, вышитый платок. За платок полагалось отплатить монетой, чтобы не плакать. При дарении друг другу образков святых не полагалось передавать из рук в руки; одариваемому говорили, где спрятан образок, так что тот как бы выкрадывался.
На предсвадебной неделе новобрачные (“нойвуш”) вдвоем ходили по друзьям и соседям с приглашением на свадебную церемонию. Невеста носила корзину – обязательно новую. Корзина была накрыта платком и наполнена хлебцами, которые невеста раздавала приглашенным на свадьбу. Отказ мог быть оправдан только нездоровьем. В этом случае приглашенный должен был сделать свадебный подарок: белье, скатерть, полотенце, простыню, покрывало или просто штуку полотна.
Если против свадьбы не было возражений с обеих сторон, то ее устраивали в субботу. Утром холостая молодежь устанавливала арку с цветами возле дома, где поселятся молодые. Жених надевал свадебный костюм черного или серого цвета. Если он не снашивал его до конца жизни, то владельца в нем и хоронили. Невеста была одета в праздничное платье согласно моде ее эпохи; голова обязательно покрывалась белой тканью. В северных провинциях долго сохранялась традиция навешивать на невесту все золото, которое у нее имелось. Подвенечное платье также становилось и погребальным.
Очень интересными были такие формы задержки в пути свадебного кортежа, как арки. На арку вешали лимон и яблоко. Невеста снимала лимон, а жених – яблоко, затем они обменивались плодами. Лимон должен сделать жизнь в семье “вкусной”, а яблоко – напоминать невесте, что она не должна поддаваться искушениям. Почти на всей территории Португалии к венчанию шли пешком, но возможна была и езда в наряженной повозке. В церкви все действо сводилось к установленному образцу. На пути в церковь и обратно участники процессии шумели, кричали, стреляли, пускали шутихи.
Свадебный пир устраивали и до сих пор устраивают те родители, у которых собиралась жить новая пара. В зависимости от достатка пир был двух видов: “сухая свадьба”, на которой подаются только сласти, вина, легкие закуски, и “тучная свадьба” – с мясными блюдами. Значительную часть продуктов поставляли гости, присылая с утра вино, козлятину, цыплят, хлеб и прочее по пословице: “Кто идет на свадьбу, сам приносит еду”. Главное для родителей – запасти как можно больше вина: если его не хватит, этот позор долго припоминается соседями. В середине пира молодых осыпают конфетами и миндалем. Кончается ужин уже затемно, и новобрачных со здравицами, под ракеты и шутихи уводят на ложе. Существует поверье, что тот из супругов, кто первым ляжет в постель, кто первым погасит огонь в брачную ночь или у кого раньше погаснет в церкви свеча, умрет прежде другого.
Перед свадьбой юноша просит согласия у любимой девушки стать его женой не сам, а через жену старшего брата. Подобная традиция не случайна, так как на протяжении многих веков строгие законы степей не допускали открытых встреч жениха и невесты. Очень часто бывало так, что невеста даже и не знала своего суженого, зато их родители были в дружбе.
В назначенный день сваты жениха являются в дом девушки с подарками и сладостями. Родители и родственники жениха везут кольцо, два платка и два отреза на платье. В доме невесты режут барана и готовят из него сорпу. Одна из родственниц жениха надевает на безымянный палец невесты кольцо. После этого устраиваются смотрины будущей невесты, с гостей берут за это выкуп.
Назначается день последнего предсвадебного этапа, после которого никакая из сторон не имеет права расторгнуть помолвку. В этот день, вечером в комнату, где сидят гости, вводят невесту в сопровождении снохи, которая просит выкуп за смотрины. Сноха жениха надевает на невесту кольцо, ожерелье и серьги. Это начало обручения.
Певец под аккомпанемент саза или домбры поет обрядовые песни “той бастар”. Начинают танцевать лишь родственники жениха. Аксакалы аула благословляют молодых и назначают точный день свадьбы. В ночь перед свадьбой у невесты собираются подружки. Девичьи посиделки длятся до утра. В это время готовятся к свадьбе: пекут баурсаки, лепешки, различные сладости, режут барана, готовят куырдак.
Наутро родственники жениха подъезжают к дому невесты, но она в то время находится в соседнем доме. Для соседей накрывают столы во дворе. После угощения родственники жениха и невесты танцуют, пока не будет готово главное угощение – бесбармак. Затем невесту вводят во двор дома под пение. Впереди шествия – один из родственников невесты. Родной брат невесты обвязывает пояс сестры платком, чтобы она была верной и послушной женой своему мужу и учтивой невесткой его родителям.
Невесту увозят после того, как она попрощается со своими родителями. После входа молодых в дом, тамада приглашает гостей к столу. А невеста в это время находится в специально предназначенной для нее комнате вместе со снохой, где должна находится до самой брачной ночи (в наше время невеста сидит рядом с женихом).
Утром невесту с прикрытым лицом выводят в главную комнату, где собираются родственники и соседи жениха. Приподнимают края платка и открывают лицо новобрачной. Она встает и склоняет голову в знак уважения. Все поют “Бет ашар”. Снохи выводят ее под руки во двор, где ее с песнями встречает жених с друзьями. Тем и заканчивается свадьба, но это отнюдь не главный обычай празднования, каждая свадьба имеет свои специфические особенности, которые зависят от условий той или иной местности.
Свадебные каноны в Австрии весьма строги и требуют большой ответственности. Итогом тщательной подготовки является потрясающее свадебное торжество. Надо сказать, что между началом подготовки и самой свадьбой проходит приличный отрезок времени. Свадьба может состояться через полгода или даже год после старта предсвадебных мероприятий. Австрийцы буквально помешаны для религии, поэтому рядовой гражданской росписью свадьба не ограничивается. Настоящая свадебная церемония в понимании австрийцев – венчание в церкви.
Свадебная подготовка начинается со встреч со священником. Здесь служитель Бога разъясняет влюбленным всю серьезность предстоящего шага, также обсуждается сценарий свадьбы, иногда на такие встречи приглашают даже врача, с медицинскими беседами.
Далее будущие супруги начинают готовить само свадебное мероприятие.
Лучшим временем для свадьбы считается осень.
Зато свадебное табу лежит на декабре, особенно перед Рождеством, и, разумеется, ни о какой свадьбе у набожных австрийцев не может быть и речи во время поста.
Согласно австрийским свадебным традициям, праздничные расходы берет на себя отец невесты.
Не менее ответственны и гости, особенно в выборе подарков. Любящая пара заранее составляет список подарков и относит в крупный магазин, где их можно приобрести. Затем название магазина сообщают гостям и все, что от них требуется – лишь прийти и купить что-то из списка. Сотрудники магазина отмечают уже купленные подарки, что исключает возможность повторов.
Наутро перед венчанием невесту будят друзья жениха, устроенным в ее честь салютом.
К машине молодых привязывали все, что могло греметь и шуметь – банки, склянки, чтобы их грохотом отогнать злых духов.
За невестой в церкви мальчик и девочка несут корзину с цветами – это древний обряд, чтобы получить расположение бога плодородия.
Из Австрии пришла к нам и еще одна свадебная традиция – бить бокалы на счастье.
По дороге из церкви молодых ждут всевозможные преграды, которые они совместными усилиями должны преодолеть.
Роль тамады на австрийской свадьбе выполняют друзья. И обязательный свадебный ритуал – похищение невесты и последующий выкуп.
После свадьбы, молодые супруги присылают всем гостям лучшую свадебную фотографию, чтобы у них остались великолепные воспоминания о прошедшем торжестве – это обязательная традиция.
Еврейский брак имеет много интересных особенностей. Если речь идет о традиционном религиозном браке с соблюдением всех предписаний. В Израиле, например, все браки заключаются по религиозному обряду. Так предписывают законы страны.
Посему, если кто-то из будущих супругов является гоем (то есть, упрощенно говоря, не иудеем), приходится искать выход. Например, в виде заключения брака на территории другой страны.
Израильтяне, как правило, предпочитают Кипр, где эта процедура уже давно и прочно отлажена.
Еще один выход – более, правда, трудоемкий – принятие иудаизма “неверным” супругом. Времени этот процесс требует зачастую немало.
Естественно, даже если пара заключила брак по религиозному обряду, это вовсе не влечет в реальности дальнейшего соблюдения всех предписаний. Но мы говорим в данном случае о классическом религиозном еврейском браке, заключенном и протекающем по все правилам.
Обряд бракосочетания
День свадьбы считается у евреев священным – жених и невеста должны поститься и произносить покаянные молитвы.
Сам обряд совершается под большим покрывалом, называемым хупой. Невеста должна целых семь раз обойти вокруг жениха. Потом совершающий бракосочетание раввин произносит стоящей перед ним паре благословения. После этого жених надевает кольцо на указательный палец правой руки невесты и произносит на иврите фразу: “Ты этим кольцом посвящаешься мне по закону Моше и Израиля”.
Затем раввин читает вслух свадебный контракт – ктубу (о ней – позднее) и семь брачных благословений.
И, наконец, следует разбивание бокала под ногами жениха. А между разбиванием бокала и тем как брачующиеся присоединятся к гостям, их отводят в отдельную комнату, где они остаются наедине примерно в течение 15 минут.
Эта финальная часть брачной церемонии называется йихудом и означает, что пара теперь действительно состоит в браке, ибо раньше молодые люди как бы не имели права оставаться наедине.
Первое лирическое отступление. Однажды один израильский юноша, ярый хиппи, рассказывал мне о своей церемонии бракосочетания. Именно о моменте йихуда. К моменту брака они с женой не только оставались наедине, но и состояли в сексуальных отношениях. Но традиция есть традиция. “И что вы делали в этой комнате?” – спросила я. “Да так, косяк выкурили”, – задумчиво ответил товарищ.
Второе лирическое отступление. Однажды в Израиле я полушутя, полувсерьез собиралась замуж. Все это быстро сошло на нет, но помню, как мы обсуждали с потенциальным избранником возможную церемонию бракосочетания… “А я-то, я-то что должна говорить во время обряда?” – нервничала я. “А ты должна молчать”, – улыбнулся он…
Но вернемся к нашим религиозным евреям. Еврейская свадьба, на самом деле, не делится на первый и второй день, как мы привыкли, но продолжается целую неделю. Именно в течение этого срока новобрачные должны каждый день принимать гостей, в независимости от того, насколько они утомились. Такие свадебные приемы называются шева брахот.
Теперь подробнее о ктубе – брачном контракте. Это очень интересный документ. Между прочим, если пара потеряет ктубу, то не сможет жить вместе до написания нового контракта. В нем перечисляются обязанности мужа по отношению к жене (что приятно). В контракте муж обязуется обеспечивать жену пищей,одеждой и всем необходимым и жить с ней “как муж в соответствии с общим обычаем”. Как вы думаете, что подразумевает под собой последний пункт? Сексуальные отношения. Может регулироваться даже периодичность сексуальных отношений. По Талмуду это зависит от профессии мужа и количества времени, проводимого им дома (не правда ли, мудро?). Так, если муж ничего не делает, на диване валяется, образно говоря, – он должен доставлять своей жене удовольствие каждый день. А вот для моряков – достаточно и раза в полгода…
И обязательно стоит заниматься любовью вечером в пятницу, когда наступает Шабат – еженедельный, так скажем, еврейский праздник.
А вот пункт о финансовом обеспечении демонстрирует, что обязанности мужа предполагают и его права: обязанность мужа обеспечивать финансовые требования супруги дает ему право и на ее доходы.
Свадебные обряды Индии отличаются четкой традиционностью – это означает, что они остались почти такими же, как и тысячелетия назад. В Индии брак полностью зависит от решения родителей жениха. Они подыскивают подходящую невесту для своего сына и договариваются с ее родителями о будущем брачном союзе. От девушки мало что зависит: в конце концов, родители могут просто приказать ей выйти замуж даже за малознакомого юношу, и она обязана повиноваться.
В Западной Бенгалии после предварительной договоренности между родителями организуются две встречи молодых, называемые “ашир-вад” – “благословение”,- сначала в доме невесты, а затем в доме жениха. Молодые при этом получают подарки от родителей и родственников, а также одаривают друг друга.
В день свадьбы жениху и невесте не разрешается ничего есть вплоть до начала церемонии бракосочетания. В доме жениха девушки из числа родственниц исполняют свадебные танцы и песни. Затем совершается небольшой, но важный ритуал под названием “гайе холуд” – обряд восхваления желтого цвета, который у индийцев ассоциируется с цветом солнца и служит символом верности. Церемония “гайе холуд” очень напоминает праздник красок “холи”, с той лишь разницей, что краска здесь одна – желтая. Сначала все присутствующие красят себе лбы, а потом обсыпают друг друга желтым порошком.
После “гайе холуд” отец жениха торжественным голосом перечисляет имена усопших родственников этой семьи, как бы призывая их в свидетели и сообщая духам предков, что их потомок женится. Затем все участники церемонии направляются к дому невесты, где церемония “гайе холуд” повторяется. Собственно свадьбу играют, как правило, вечером – и обязательно в доме невесты, куда в урочный час прибывает жених в сопровождении родственников и друзей. К этому моменту уже готов маленький храм, специально построенный для совершения обряда. Он покрыт тентом, украшен по углам четырьмя пальмами и убран множеством душистых цветов, в основном желтого цвета. Жених становится на плоский камень и ждет, когда несколько человек вынесут в деревянном паланкине невесту – в богатом, обычно ярко-красном сари, со множеством украшений. Семь раз носильщики обходят вокруг жениха, а затем, остановившись, просят молодых взглянуть друг другу в глаза. Взгляд этот называется “шубхо дришти” – самый первый взгляд.
Вся свадебная процессия движется потом к тому месту, где священник, произнеся молитву и выслушав клятву молодых, соединит руки новобрачных гирляндой цветов. Жених в этот момент нанесет красную краску на лоб и пробор своей невесты: теперь они уже муж и жена. Затем все отправляются праздновать в помещение, называемое “бозарган”, где устраивается целое представление с танцами и песнями. Веселье длится всю ночь, а утром гости покидают дом молодой жены, уводя ее в дом мужа, где молодых также ждут подарки и благословение. В этот день никаких церемоний не происходит: все отдыхают. И только на следующий день в доме мужа принимают родственников жены с подарками, устраивают для них обед и развлечения.
Обычно между помолвкой, во время которой жених надевает невесте на палец обручальное кольцо, и свадьбой проходят один-два очень напряженных месяца. В эти дни родители невесты собирают приданое дочери: множество сари на все случаи жизни, другую одежду, украшения, кухонную утварь… Два дня до свадьбы невеста никуда не выходит. Дом ее украшают фольгой, гирляндами цветов и разноцветных лампочек.
Наконец наступает день свадьбы, на которую собирают до 700-800 гостей. Родители невесты должны обеспечить их угощением и жильем. Невесту одевают в ярко-красное сари, на руках у нее обязательно ярко-красные браслеты, означающие, что девушка выходит замуж. Она будет носить эти браслеты, по крайней мере, еще месяц после свадьбы.
Вечером невесту выводят на открытую площадку перед домом, где она терпеливо дожидается прибытия жениха. Пенджабские девушки считаются очень скромными и застенчивыми. Это подчеркивается тем, что лицо невесты наполовину прикрыто сари. Наконец верхом на лошади прибывает жених – его одежда расшита золотым шитьем, он подпоясан огненным кушаком, на голове яркий тюрбан. Позади на разукрашенной лошади скачет дружка – “маленький жених” в таком же наряде.
Эту процессию обычно сопровождают музыканты. Поскольку гости веселятся, поют и танцуют прямо на дороге, то всем прохожим без объяснений понятно, что происходит на этой улице. Встретив жениха у ворот, родители невесты ведут его к новобрачной, и молодые обмениваются гирляндами цветов – это, собственно, и означает венчание.
После ужина молодых ведут в “веди” – маленький храм, сооруженный из пяти бамбуковых палок, покрытых тентом. В центре его горит огонь. Один конец сари невесты привязан к кушаку жениха, что должно означать их союз и привязанность друг к другу. Молодых сажают возле огня. Затем молодые должны подняться, взяться за руки и обойти вокруг огня семь раз.
Вот теперь они уже супруги. По возвращении в дом невесты молодого мужа с шутками и прибаутками укладывают спать в отдельной комнате, а жена остается в своей девической спальне. Родственники мужа отправляются ночевать к себе домой. Утром молодую жену все в том же свадебном наряде уводят в дом мужа. Теперь молодая жена придет в дом родителей в гости только через месяц – нанесет “первый визит”.
Вы планируете провести свою свадьбу в Индии? С удовольствием буду Вашим свадебным фотографом в этой удивительной стране!
Что мне нравиться в студийной съемке портрета, так это то, как прямо на глазах человек перед объективом вдруг начинает меняться. Пол часа, а то и час идет тупая “пристрелка” и привыкание модели к вспышкам. Я заранее знаю – все равно ничего не получится (чаще всего на эти первые кадры при постобработке я даже и не смотрю с надеждой). Модель напряжена, движения ее неловки. Но проходит немного времени и все меняется. Появляются “искры”, появляются эмоции и … кадр…
(більше…)
Солнечная Янина, студийный портрет
(с) Портретный фотограф Дмитрий Бартош | Dmitriy Bartosh
Orange Revolution in November 2004 – Оранжевая ревобция в ноябре 2004 года
Некоторые фотографии участвовали в фотовыставке «Оранжевый ноябрь» (Ноябрь 2004, Киевский планетарий)
События, ставшие уже историей движения за свободу и Европейское будущее Украины
Снималось на пленку, и немного на цифру.
Правда о фотографии
Главный Закон «Высшая цель фотографии»
Высшая цель фотографии — изображать Мир лучше и помогать Миру стать еще лучше.
Закон сухого фотоостатка
Явления Мира, в том числе все люди, приходят и уходят; единственное, что остается — фотоизображения.
Закон фотоязыка
Язык фотографии — самый международный и поэтому владеть им обязан каждый!
Закон двуликости фотографии
Фотография — двуликий Янус: отображая объект, выражает замысел самого фотографа.
Закон вседозволенности
В фотографии, как в любви и на войне, всё дозволено. И это не всегда хорошо.
Закон знака любви
Художественный снимок — всегда знак того, что он выполнен с любовью: к объекту съемки и к фотоискусству.
Фотосъемка показов мод в Альта Центре. Фешн съемка – Неделя моды (Fashion Week Kiev)
(більше…)
Съемка для журнала Академия, 2004 год: Вечеринка в казино “Арена”
Помнится, произошло это прямо под окнами нашего издательства “Караван-Медиа”, в котором я работал.
Тогда офис находился еще на улице Мечникова. Я выбежал, когда только шел дымок из троллейбуса, а когда спустился на лифте, то троллейбус уже пылал…Очень красочно пылал. Слава Богу обошлось без жертв. Более того, собрались зеваки (и даже школьники) посмотреть на эффектный пожарище. А горел он довольно быстро…