День 2.
21 июля 2009. с. Буки — Новоград-Волынский — Корец – Острог (через Гоща) – Межирич – Сураж – Шумск. Расстояние в пути 280 км.
Художник рисует Церковь в Новоград-Волынском
Утром (9.25) мы уже в дороге через Житомир на Новоград-Волынский. Дорога на ремонте – постоянно приходится с одной полосы съезжать на другую. Да, это не одесская трасса. В 11.00 мы были в Звягеле – историческом названии города Новоград-Волынский. Впервые город Звягель упоминается в 1256 г. в «Галицко-волынской летописи». Годом позже он был сожжен дружиной князя Данила Галицкого. С 1340 года – город под Литвой. С середины XIV столетия его владельцами становятся князья Звягельские, потом город переходит во владение графини Зубовой. В 1507 году великий литовский князь Александр дарит город князю Константину Острожскому. Основным местом нового поселения становится замок, построенный в 1507 р. по указу князя Константина Острожского. После Люблинской унии 1569 года Звягель попадает под Польшу.
По одной из легенд, земля, на которой расположен город, была богата на залежи железа, поэтому тут с давних пор возникло поселение, в котором главным занятием было кузнечное мастерство. Корабли, которые проплывали по реке Случь, могли слышать как кузнецы «звягают» по наковальне. Мы кузнецов в городе не встретили, поэтому звона не слышали…
Церковь. (к сожалению, ее название не могу идентифицировать)
Памятник Лесе Украинке — родившейся в Звягеле.
Крепость в Новоград-Волынском
Крепость в Новоград-Волынском. Осталась только одна башня.
От крепости в Новоград-Волынском, к сожалению, практически ничего не осталось (а то, что осталось, явно было отреставрировано не лучшим способом) и посещение оной слегка разочаровало. Сам город произвел впечатление слишком провинциального городка (хотя ожид. Поэтому особо задерживаться в городе мы не стали и около полудня двинулись сразу на Корец (заглядывать в музей Леси Украинки, которая родилась в Звягеле, нам особо не хотелось)
Основная достопримечательность города Корец — Корецкий женский монастырь, расположенный среди живописной природы Волыни над рекой Корчик. Первый игумен Киево-Печерского монастыря Варлаам, совершая второе паломничество по святым местам в 1064 году, основал на северном полуострове Корецкого тригорья женскую обитель, которая была посвящена Благовещению Пресвятой Богородицы. Эта обитель стала именоваться Корецким Благовещенским девичьим монастырем.
История Корецкого монастыря характерна для истории храмов и монастырей западно-русских земель, оказавшихся на долгое время под властью католической Польши. В 1242 году во время опустошительного Батыева нашествия он, как и все древние монастыри Киевской Руси, был разрушен.
С прекращением набегов монголо-татар Корецкий монастырь начал восстанавливаться с маленькой часовни, вокруг которой была сооружена мощная оборонительная стена. По завершении строительства монастырь принял вид неприступной крепости. Но в 1496 году Корецкая обитель была разрушена крымским ханом Менгли-Гиреем после двухнедельной осады. Однако сестры обители и воины князя Василия Корецкого, защищавшие монастырь, покинули его, воспользовавшись подземными ходами. Корецкая обитель прекратила существование на три четверти века. Начало ее нового восстановления на руинах древней обители было положено в 1571 году сыном князя Феодора Корецкого Богушем. 1620 года было начато строительство новой более обширной обители. Однако, в 1622 году корецкий князь Ян-Карл, принявший католичество, передал новый храм и келейные корпуса францисканским монахиням.
Во второй половине XIX в. францисканский костел перестаивается — западный фасад бывшего костела надстраивается деревянной башней с высоким шатром, а в восточной части над средним нефом возводится четверик с пятью главами, непропорционально маленькими по сравнению со сплошным объемом храма. В 1863 г. весь кляштор передается Свято-Троицкому монастырю. В начале ХХ в. появляются теплая Иоанно-Предтечинская церковь и надвратная колокольня, построенные в российском «теремном» стиле.
Центральный вход в монастырь под колокольней
Собор с другой стороны с пристроенными кельями
Главным доминирующим сооружением является Троицкий собор в честь Успения Божьей Матери и преподобного Иова Почаевского. К собору пристроены кельи с трапезной и церковь в честь Иоанна Крестителя. На территории монастыря также находится примечательное надгробие. «Анна Алексеевна Андро, урожденная Оленина. Род. 11 августа 1808 г. сконч. 15 декабря 1888 г. Мир праху твоему». Это та самая Оленина, которой предлагал руку и сердце А.С, Пушкин. После категоричного отказа родителей альбом Анны Алексеевны – а затем и весь мир – увидел написанные рукой гения строки «Я Вас любил…». Не став супругой будущего классика мировой литературы, Анна уже после его гибели вышла замуж за графа Федора Алексеевича Андро де Ланжерона, бывшего в течение 14 лет вице-президентом Варшавы. После смерти мужа в 1885 году Оленина-Андро переехала в имение сына на Ривненщину; она была покровительницей корецкого монастыря, где ее и похоронили.
Во время нашего пребывания у могилы мы увидели занятную сценку. Из собора вышел поп вместе с ковром и вытряхнул его прямо над могилой Анны. На наш удивленный взгляд он отреагировал фразой: «Этот ковер еще царских времен»… Видимо, и пыль на нем собирается тоже царская, следовательно — «кесарю кесарево…»
Убранство собора
Колокольня. Корец.
Практически напротив монастыря установлен занятный памятник Т.Г. Шевченко в виде всем знакомого соцреалистического исполнения статуй вождя Ленина. Это породило слухи о том, что изначально это был памятник Ленину, которому сменили голову на Шевченко. Однако это вовсе не так — памятник Шевченко тут был установлен еще в 1964 году (а все дело в том, что в здании бывалой железнодорожной станции, стоящей за его спиной, он когда-то проживал).
По дороге на Острог — сбор урожая.
Так как дорога у нас была дальняя (планы были на далекое Закарпатье и никто из нас не знал сколько реально займет наше автопутешествие времени) то, не осматривая остальные достопримечательности Корца, мы двинулись в Острог (свернув с Ровенской трассы в Гоще).
По легенде, название города походит от крепости, которая здесь была еще во времена Киевской Руси над речкой Вилия (первое упоминание города – 1100 год). С 1199 года город входит до Галицко-Волынского княжества. Однако наиболее яркие страницы истории Острога связаны с родом князей Острожских. Культурная столица – так называли этот город в свое время. Замок, три дворца, ратуша, девять церквей, костел, две синагоги и мечеть. Идеальный город…В 1576 здесь появилась славяно-греко-латинская академия. И именно в ней была развенчана теория о том, что на славянском языке не возможно преподавать философию и теологию. Здесь на церковно-славянском языке была впервые издана «Острожская Библия» — первый полный перевод Книги Книг.
В 1793 году город под Российской империей, а в 1920 году границы поделили настолько неудачно, что часть города отошла Польше, а другая Советам. Самой большой достопримечательностью города является дворец князей Острожских. Крепость расположена на природной горе высотой 20 метров и окружена глубоким рвом. В здании работает краеведческий музей.
Князья Острожские – прямые наследники Рюриковичей, были очень могущественным и богатым родом (впрочем, можно сказать и обратное – все, кто приходил каким-то образом к власти обязательно «находили» себе знатных родичей в своем родословном древе). Князь Василий-Константин (1526 – 1608) был кандидатом как на польский, так и на московский престолы.
С их наследием мы еще будем встречаться во время нашего дальнейшего пути.
Острог. Богоявленский собор на территории крепости
Мурованная башня — сегодня здесь музей
Спуск в подземелье
Зал музея
Особо интересным мне показалось это изображение Триликого Спаса Нерукотворного.
Как и полагается — бюст Шевченко в местном парке. На этот раз тут его не было, но зато здесь хранится частичка земли из Канева (во как!)
Практически, освященное место…
Луцкие ворота (находятся отдельно от музея справа от главной дороги — напротив памятника основателям).
Вход в нее стоит отдельных денег.
Круглая башня Острожского замка
Мурованая башня Острожского замка.
Для нас же город Острог стал еще городом приема обеденной (переходящей в ужин) трапезы, где мы полностью отдались различным яствам в местной кафешке. Правда, найти ее было довольно проблемно. Все местные ганделики были либо на ремонте, либо просто закрыты, либо были ну совсем забегаловкой.
Погода фотографичностью в Остроге нас не баловала (да и как ее закажешь).
Недалеко от Острога находится село Межирич, в котором, опять-таки не без участия князей Острожских, тут был построен Святотроицкий монастырь. Легенда рассказывает, что когда-то здесь жили несколько монахов, которые занимались лечением людей. Однако после очередного монголо-татарского нашествия они были убиты. В память о них здесь поставили каплицу, которая со временем переросла в монастырь.
Церковь является неотъемлемой частью оборонной системы, про что свидетельствуют бойницы на ее фасадах. Монастырь окружен оборонительными стенами, высота которых 5-8 м., а толщина – 1,5 м. В 1603 г. Януш Острожский передал монастырь монахам — францискианцам. В 1648 году монастырь пострадал от войск Б. Хмельницкого, в честь которого тут установлена памятная таблица о взятии города (впрочем, от его войск много чего пострадало – таковы уж условия проведения любых войн)
Межричье.
Кусты, огороды, хрен и…Троицкий монастырь
Территория в приличном состоянии. На башне — памятная доска о Б. Хмельницком.
Отдельные монахи на территории монастыря
За стенами…
А это в 100 метрах от монастыря.
Деревянное здание магазина «Хлеб» само по себе уже может значиться местной достопримечательностью
(чем-то напоминает мне центр Нижнего Новгорода, впрочем, говорят, там уже все деревянные здания в центре города спалили…)
Павел за рулем Nissan Qashqai — мы снова в пути!
Но вот уже и вечереет. Пора бы искать ночевку. Вот мы и уже в Тернопольской области в селе Сураж . Останавливаемся при въезде в село, чтобы сфотографировать интересную гору. Однако ночевать тут не хочется – рядом с лесом слишком много мошкары. Едем дальше. И уже за Шумском останавливаемся с палаткой прямо на поле у трассы с видом на украинские сельхозугодья местных фермеров. Наконец-то Павел может позволить себе бутылочку пива – впереди ночь.
Сураж. Тернополськая область. Как все таки резко начинает отличаться ландшафт. За горой — Ровенская область
Сураж.
районнй город Шумск. Промчались бы мимо, если бы не захотели купить хлеба в магазине.
Оглянувшись вокруг, заметил это интересное творение.
К сожалению, информации об этом костеле пока не нашел… кроме как информации о самом городке Шумск.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона говорит о городе Шумск:
местечко Волынской губернии, Кременецкого уезда, в 35 верстах к востоку от уездного города, при реке Вилии. Очень древнее поселение; упоминается под 1152 г., когда Шумск был возвращен Владимиром Галицким Изяславу, князю киевскому. Здесь обнаружены стоянка каменного века и 2 городища. Церкви — православная и католическая, синагога, пивоваренный з-д, 3 ярмарки. В 1897 г. у церкви, среди городища, найден клад (голландские червонцы)
На утро следующего дня — где-то между Шумском и Кременцем на месте ночевки (50,4,13N/26,0,36E, alt 215m)