Продолжение. Начало здесь.
3 мая. День 2 из 5. Богуслав — Розкопанци – Дубенци – Бородани — Богуслав — Вильховец – Выграев – Кошмак – Стеблев
(Богуслав — Розкопанці – Дибинці – Бородані – Вільховець – Виграїв – Кошмак – Стеблів)
Пороги реки Рось.
На утро, пока мы собирали лагерь и разогревали на газе чай и кашу, Ярослава собрала несколько охапок одуванчиков с поляны. Слава богу, у нас имеется любовь ко всему живому, поэтому на природе ребенок не вспоминает про мультики 🙂
Богуславка.
Около 10.00 выехали на Богуслав. Встречал нас город разбитыми дорогами. Остановившись у центральной площади, мы высадились для оглядывания города. Прошлись по парку вдоль Роси, посмотрели на памятник Богуславке. Погода стояла пасмурная – как раз то, что надо для путешествий, но совсем отвратная для фотографий Пока Вика с Ясей гуляли у моста над Росью по разного рода каменистым холмам, я сбегал к церквушке и прошелся пешком по мосту, чтобы посмотреть на разлив реки и живописные камушки в ней.
река Рось в Богуславе.
Пороги на реке Рось
Памятник Ярославу Мудрому — основателю города.
Каменица — музей. Построена в 1726 году для еврейской религиозной школы
Особо долго задерживаться тут не было смысла и мы двинулись в Хохитву чтобы посмотреть на пороги реки Рось, однако так и не нашли подъезда к ним и решили рвануть в другую сторону.
Недалеко от Богуслава расположено село Розкопанци, в которой есть деревянная церковь Ивана Богослова (построенная в 1884 году). Расположена она неподалеку от трассы, поэтому пропустить ее невозможно.
с. Розкопанцы
Дальше следуем в село Дыбенци. Здесь мы просто сделали остановку, чтобы показать Ярославе живую лошадь и бычка – детям из города подобного общения явно не хватает (да и мы тоже, чего греха таить, как «дикие городские» с удовольствием наблюдали за сельскими животными на поляне у реки).
Ваш покорный слуга с дочкой.
Проследовав через мост, подъезжаем к новой, еще строящейся церкви. Удивительной она мне показалсь тем, что в ней есть что-то от приморских усадеб греческого стиля. Во всяком случае создается такое ощущение, что она должна стоять как минимум на побережьи Черного моря. Вот только вид с подобных арок и проходов открывается не на море, а не село с рекой Рось – тоже неплохой вариант.
село Дыбенци.
В центре села стоит памятник Ленину. Мне он показался интересным тем, что я впервые видел подобный памятник вождю в жанровом стиле — вместе с октябренком.
Возвращаемся через мост обратно на трассу и едем теперь в село Бородани. Проезжаем множество баз отдыха, что говорит о туристической привлекательности этих мест. Тут, с Марьиного Утеса при въезде в село Бородани (как его назвали возвращавшиеся оттуда туристы и рекомендовашие нам обязетельно его посетить), открывается очень красивый вид на разворот реки Рось. Вообще, я с уверенностью могу сказать, что не зря Росы (русы, росичи и т.п.) селились вдоль реки Рось – уж очень она живописна (при том, что это по сути остатки той красоты, что была некогда в былинные времена).
Вид с Марьиного утеса на реку Рось.
В центре села посещаем казацкую деревянную Вознесенскую церковь (1800 год). Удивительно только то, что она расположилась не на горе (я бы поставил ее на том же Марьином Утесе), а в долине среди сельхозугодий сельчан, мерно обрабатовавших свою землю в эти майские дни.
Разворачиваемся, и через Богуслав, в которм мы немного покружились на выезде, направляемся на Вильховец. Теперь дорога вполне сносная. Можно дать газку.
Время обеденное – Ярослава заснула в своем автокресле. Приезжаем в Вильховець, где под пение лягушек я оглядываю шикарную деревянную церковь Успения Богородицы (вторая половина 19 века). Это довольно редкий девятидольный храм со сложной композицией объемов и пятью многогранными куполами. Верх выполнен в псевдовизантийском стиле, поэтому церковь похожа на церкви княжеского периода.
Болотце на реке — лягушачий рай. Вид от церкви.
Время сна Ярославы подходило к концу. А за ним должен был начаться крик и требование обеда. Поэтому, уже выехав на трассу до Выграева, пробуем найти место для обеда. Повсюду вдоль дороги только поля с небольшим количеством кустов – не очень удобно обедать под палящим солнцем. Останавливаемся уже непосредственно перед Выграевом в сосновом лесу, где готовим обед и немного отдыхаем в редкой тени сосен. Пока готовится обед, Ярослава открывает для себя понятие пенек — «на нем можно сидеть, стоять и прыгать с него». Развлечение тоже есть – ползающие жуки, муравьи, букашки – полные руки живности с целью природного стремления к изучению природы. Что ж, придется кое-кому пострадать ради знаний и опыта растущего человечка… Ну и обилие валяющихся сухих палок, которые можно бесконечно собирать – это не детская площадка во дворе на Позняках с одним кустом на 1000 жителей…
После обеда едем в Выграев. Крутимся там и вертимся ничего интересного так и не найдя, в итоге оказываемся на каком-то холме. По направлению – вроде как идем на Корсунь, но дорога стала грунтовой и уходит в поле. Проезжаем небольшой ставок огороженный дамбой. Из него выходит небольшой ручей (посмотрел позже на карте – он таки впадает потом в Рось в районе Яблуневки). Поднимаемся на холм. Вижу, стоит какой-то памятный камень. Делаем остановку, подходим, читаем – оказывается, именно в этом месте Богдан Хмельницкий в 1648 году разбил польские войска (Корсунская битва). Место красивое, медитативное, тихое.
Памятный знак в честь победы Хмельницкого.
Место Корсунской битвы. В долине видно русло небольшой речушки, впадающей в Рось.
Решаем не ехать по грунотовке и возвращаемся обратно на трассу, свернув на Ситники и на трассу М-04 – все же она реально лучше.
Корсунь-Шевченковский сегодня у нас в планы уже не помещается, поэтому проезжаем его. Проехали ресторан «Ветряк» на выезде — город закончился, едем на Городище, а поворота на Стеблев все не видно. Возвращаемся. Остнавливаемся у «Ветряка» спрашиваем людей куда ехать – нам показывают на поворот в дороге – в центр города. Но ведь Стеблев должен быть в другой стороне. Мы не верим ему и возвращаемся в начало Корсуня (уже второй раз пересекаем пост ГАИ, с нервно подергивающимися палками). Спрашиваем у прохожего куда ехать, он нам говорит, что за Ветряком должен быть поворот направо, а не налево, как нам указали ранее. Снова едем туда — в третий раз пересекаем тот же пост ГАИ и уже во второй раз выезжаем из города. Думаем, может быть он дальше? И так мы едем, едем, пока не видим, что уже въехали в село Кошмак. Вот дьявол! А где же Стеблев? По карте – вроде есть какое-то соединение дороги из села Кошмак к дороге, что ведет на Стеблев.
Заезжаем в село, которое награждает нас удивительно для меня находки (когда чего-то не планируешь и вдруг натыкаешься вызывает гораздо более положительные эмоции, нежели когда ты что-то запланировал посетить но никак не можешь это найти 🙂 )
В центре села Кошмак, мы натыкаемся на деревянную Крестовоздвиженскую церковь, построенную в епархиальном стиле в 1901 году, но до сих пор стоящую без купола. Как и у многих других церквей этого региона, во времена «советов» его сняли, превратив церковь в обыкновенное здание. Теперь же, по всей видимости, купол собираются вновь водрузить на церковь — во всяком случае он лежит рядом и ждет своего часа.
Купол церкви, готовящийся встать на свое законное место.
Деревянная Крестовоздвиженская церковь без купола, с. Кошмак
Черные входные двери в церковь.
Выехав из села встречаем пастуха, который нам указывает на грунтовку до следующего села, которое и выведет нас в Стеблев…Эх, если бы мы знали, что эта грунтовка пойдет не просто по полям, а еще и по холмам (Ну сейчас там сухо – ехать можно!). Я в один момент (по неопытности в вождении) думал, что нам придется уже ночевать в этом поле, а наутро идти за трактором – боялся, что точно где-то наш Рено Символ если не уж не перевернется, то застрянет так точно. Но все обошлось … мы таки доехали до соседнего села Глушки, но снова никого не встретив (вечер в селе – все уже сидят у своих теликов) мы снова куда-то там повернули и …выехали туда, откуда начинали – трасса на Городище…Проклиная все на свете и в частности наши автокарты мы останавливаемся рядом с еще одним пастухом и он наконец-то нас вразумляет, что таки да, надо было повернуть рядом с Ветряков в центр города Корсуня и уже там будет указатель ПОД ВЫСОКИЙ МОСТ и дорога снова нас выведет в правильном направлении на Стеблев.
В общем, в Стеблеве мы были за 10 минут до заката солнца…
Спустившись к водопаду, мы немного осмотрелись, размяли ноги, провели солнце и начали искать место для ночлега.
Водопад в Стеблеве.
Старое русло реки Рось
Заночевали на краю села на берегу реки, рассчитывая на то, что пьяная молодежь и рыбаки все же разойдутся по домам…
И уже под пение лягушек и первыми звездами мы легли спать…
Тишина на реке Рось
Продолжение тут…
9 комментариев. Оставить новый
Ты так здорово описываешь — я уже порядком все подзабыла — а теперь — ну прям мегасуперпупер приключение!!!
толи еще будет 🙂
А я хотела поинтересоваться почему вы решили, что в Дыбенцах на горе это новая церковь, потому что у меня создалось впечатление, что она отреставрированная
Возможно Вы и правы, я ничего не знаю об этой церкви. Но мое ощущение на месте было — что она новая. Да и стилистика слегка странноватая. А если еще добавить что из старых церквей в округе в основном стоят деревянные, то тем более заставит задуматься…
Хочу поинтересоваться, церковь на горе, в Дыбенцах, вы точно знаете что она новая, для меня это важно
Извините думала первый комментарий не прошел, я так понимаю что вы этой весной там были, потому что я там была на майские и фотки похожие и на Марьином была, а вот возле этой церкви были захоронения датированные началом 20 века, и энергетика у нее мне кажется древняя, наверное ее все-таки отреставрировали так хорошо, а стилистика действительно необычная
Так мы тоже в начале мая там были. В частности в Дыбенцах — 3 мая. Но по поводу церкви ничего нового добавить не могу. Информации о ней в сети нет (да и вообще набрели на нее случайно), а на месте с местными мы не общались
Такої церкви в Дибинцях немає. Церква на ваших фотках — в с.Чайках. За річкою -Чайки. Церква дійсно відновлена років 10-15 назад. Точно сказать не можу. Поїду на батьківщину — уточню. Вона була дерев»яна. Десь в 70 х роках в церкві совєти зробили склад, а потім вона згоріла. А до того в ній відбувались служба, я з бабусею в ній була на Паску (55 років тому) , приїздило багато людей з сусідніх сіл. Відчуття свята запам»яталось. Решта все вірно. А таки ж у нас красиво! Там ще можна вийти на гору, за селом — звідти видно 6 сіл (Чайки, Мисайлівка, Бородані, Лютарі, Мисайлівка, Розкопанці, ліси, поля як на долоні. Нечуй-Левицький в «Старосвітських батюшках та матушках» все це описав. Тільки там він назвав Дибинці Чайками. Але Чайки лежать на рівнині. І зних нічого не видно. І церква в Дибинцях колись стояла на горі. Це знаютьті хто живе в Дибинцях. А далі в лісі Турчино був колись маєток пана Браницького. Маєток знову ж таки при совєтах народ розграбував. Залишки фундаменту ми знайшли, цегла,котловани. Картина з маєтку десь є, в газеті була фотка. Але там в лісі залишились алея липова, де пан бричкою заїзжав, шикарні ялини, дуби метрі по 25 , ще пан Бран. їх садив, столи, лавки. Туди їздять відпочивать.
Спасибо за розъяснение! Интересно!